08.07.2020

Программа замены лифтов в Екатеринбурге под угрозой

Работы ведутся с трехкратным отставанием от нормативов

Экономические последствия коронавируса оставили без денег совместную программу города и области по субсидированию замены лифтов в Екатеринбурге. По данным собеседников издания, потери составили до 60 млн рублей – это значит, что в 2020 году несколько десятков физически изношенных объектов останутся без обновления. При этом на данный момент замены в городе требуют около несколько тысяч лифтов, но в 2020 году через все действующие программы, в том числе через прямое финансирование из Фонда капремонта, даже до кризиса планировалось заменить всего 700-800 подобных объектов. Ситуация усугубляется общим высоким уровнем износа – по словам специалистов, в Екатеринбурге часть лифтов уже практически в два раза превысила срок эксплуатации. По некоторым же домам даже формально не отработавшее свой ресурс оборудование находится в критическом состоянии. На этом фоне ужесточаются требования к объему софинансирования работ со стороны жильцов, претендующих на включение в программу, – если ранее от них требовалось оплатить от 15% стоимости работ, то в 2020 году эта планка повысилась до 20%, что на фоне общего падения уровня доходов создает околокризисную ситуацию.

Совместная программа Екатеринбурга и Свердловской области по замене лифтов в городе теряет крупные деньги. Как рассказали источники «Правды УрФО» в мэрии и правительстве, объемы финансирования сокращаются на десятки миллионов рублей.

«По 2020 году планировалось, что 180 млн даст область, столько же – город, так как финансирование ведется 50/50. Однако сейчас из-за финансовых сложностей приходится корректировать программы, в том числе и эту. В результате и муниципальный, и областной бюджеты сократят свое участие на 25-30 млн каждый, то есть общие потери составят 50-60 млн рублей», – пояснил собеседник редакции.

На сегодняшний день, уточняют специалисты, стоимость замены оного лифта составляет около 1,8 млн рублей. Соответственно, подобный секвестр ведет к исключению из программы работ по замене оборудования как минимум на 30-35 объектах при том, что в Екатеринбурге обновление и так ведется в три с лишним раза медленнее необходимого.

«В целом по городу выработало свой ресурс около 3 тысяч лифтов. Но в программах денег на столько замен нет. Если брать 2020 год – то за счет средств Фонда капремонта поменять планируется примерно 600 лифтов, еще около 200 – в рамках этой самой программы субсидирования с совместным регионально-муниципальным финансированием», – рассказал «Правде УрФО» депутат гордумы Дмитрий Николаев.

Помимо большого объема оборудования под замену, ситуация усугубляется и общей высокой степенью износа. Если нормативный срок эксплуатации лифта составляет 25 лет, то в Екатеринбурге встречаются случаи, когда люди вынуждены пользоваться 40-летней техникой, рискуя собственными жизнями и здоровьем. Впрочем, по оценке депутата, представляющего одно из обслуживающих предприятий, ситуация пока не дошла до уровня катастрофической.

«Многое зависит от того, какая техника и как к ней относятся люди. Да, есть еще советские лифты возрастом 40 лет, и за ними следят – и оборудование все же держится, работает. А есть дома, в которых и до нормативных 25 лет далеко – но там уже сейчас надо все менять или как минимум – отключать из-за возможной угрозы для жизни и здоровья граждан», – считает депутат.

По словам собеседников издания, на данный момент проблему истекших сроков эксплуатации приходится решать их вынужденным продлением.

«После 25 лет работы обязательно освидетельствование оборудования, в том числе – специалистами Ростехнадзора как профильного ведомства. По итогам этих обследований срок разрешенной работы продлевается на три года, потом история повторяется. Остановок по предписанию Ростехнадзора я лично не помню», – рассказал источник «Правды УрФО».

Получить информацию надзорного ведомства о состоянии лифтового хозяйства в Екатеринбурге и о наличии предписаний либо запретов на эксплуатацию не удалось – в Уральском управлении Ростехнадзора на звонки корреспондента «Правды УрФО» в течение рабочего дня не ответили.

Впрочем, указывают источники издания, даже при резком увеличении финансирования программы субсидирования оперативно решить проблему устаревшего оборудования, скорее всего, не удастся из-за организационных проблем.

«Если по замене через Фонд капремонтов все довольно просто, то для получения субсидии жильцы сначала должны вывести свои взносы за капремонт на спецсчет – многие отсеиваются уже на этом этапе. А ведь проголосовать надо еще и за выделение средств на лифты. Раньше с жильцов надо было всего 15%, но вот в 2020 год мы зашли с нормативом в 20%, то есть один лифт – это 360 тысяч. На 15-подъездный дом, даже если по одному лифту в подъезде, это уже 5,4 млн. Мы ждем и смягчения организационных процедур, и, может быть, смягчения требований по размеру софинансирования – но пока так», – уточнил собеседник редакции.

Напомним, ранее нехватка средств на замену лифтов стала одной и причин для резкой критики со стороны гордумы в адрес главы Екатеринбурга Александра Высокинского при принятии бюджета на 2020 год – претензии публично озвучивал депутат Александр Колесников, а до этого он же требовал в бюджете 2019 года сократить затраты на благоустройство, частично перенаправив средства именно на лифтовое хозяйство.